Выставка трёх портретов “Сыновья Беларуси”


С 20 ноября по 16 декабря 2013 года в фойе нового корпуса проходит выставка трёх портретов “Сыновья Беларуси”, которая приурочена к 85-летию Владимира Ивановича Стельмашонка (1928–2013), народного художника Беларуси. В экспозициюю вошли портреты Григория Романовича Ширмы (1892–1978), хорового дирижёра, фольклориста (1968 г.); Максима Ивановича Горецкого (1893–1938), писателя, литературоведа (1983 г.); Кондрата Пантелеймоновича Гарули, председателя колхоза (1970 г.).

Владимир Иванович Стельмашонок родился 6 февраля 1928 года в Минске, в семье выдающихся медиков, умер 7 июня 2013 года в Минске. С десяти лет занимался в студиях М.А. Керзина, позже С.П. Каткова. В 1945–1946 гг. учился в Белорусском политехническом институте на строительном факультете; в 1946–1947 гг. – в ленинградском Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (бывшее Штиглица) на факультете художественной обработки дерева, затем перешёл в Ленинградское художественное училище (бывшее Таврическое; 1947–1951), факультет сценографии. Там учился у К.Б. Кустодиева, одновременно работая в ленинградских театрах. Закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1951–1957), мастерскую Б.В. Иогансона, где преподавали также А.Д. Зайцев, И.П. Cтепашкин, В.В. Соколов и другие. После защиты диплома вернулся в Минск. Участвовал в выставках с 1957 г. Был членом Белорусского союза художников с 1959 г., дважды председателем правления БСХ (1965–1968, 1987–1990). Преподавал в Белорусском театрально-художественном институте / Белорусской академии художеств (1957–2000), художественном лицее при БелАХ (1993–2000). Основные живописные и графические произведения В.И. Стельмашонка хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь.
Владимир Иванович Стельмашонок известен и в станковой живописи (портреты Якуба Коласа, Талаша, П.И. Альсмика, А.В. Селиванова, “Вхутемас. 1921 год”, “Народные комиссары БССР”, “Слово о Беларуси”), и в монументальном искусстве (например, мозаика на станции метро “Московская” в Минске, в соавторстве с В.Т. Довгало), также активной и плодотворной общественной деятельностью. Главная тема его работ – образ Беларуси. Он создал ряд запоминающихся портретов беларусов – исторических персонажей и современников. Он не просто изображал конкретного человека, но и создавал очень выразительную, активную художественную форму, преимущественно в рамках “сурового стиля”. Но стилистическое единство не мешало ярко индивидуальному формальному решению каждого произведения, о чём свидетельствуют и представленные на этой выставке портреты.

89